Диагностика магистральных нефтепроводов и газопроводов
Безопасность и эффективность эксплуатации магистральных нефтепроводов и газопроводов – одна из главных задач для предприятия нефтегазотранспортного сектора. Чтобы узнать техническое состояние труб в магистрали используют диагностические приборы и методики. Диагностика магистральных нефтепроводов и газопроводов – это работы, направленные на получение информации об образовавшихся дефектах в трубах. Статистика показывает, что подавляющее количество повреждений появляются в результате коррозии и механического воздействия. Определить место и характер изъянов трубы практически невозможно. Вскрытие магистрального трубопровода для его обследования с помощью визуальных методов экономически нецелесообразно. Даже при демонтаже магистральных нефтепроводов и газопроводов без специальных приборов возможно обследовать только внешнюю сторону.
Внутритрубная диагностика трубопроводов – что это и для чего нужно?
Значительная протяженность магистральных нефтепроводов и газопроводов, а также малодоступность тех местностей, где они пролегают, делают невозможным использование методы неразрушающего контроля технического состояния трубопроводного транспорта. Однако для надежных и бесперебойных поставок нефти и газа нужно сохранять параметры труб. Оценить реальное состояние трубопровода возможно с помощью внутритрубной диагностики, с помощью которой анализируется внутренняя и наружная поверхность трубы. Такой метод предоставляет возможность своевременно определять повреждения магистральных трубопроводов для нефти и газа.
Для каждого трубопровода разрабатывается программа диагностирования, основанная на результатах мониторинга технической документации. План или техническое задание на обследование включает описание:
- направление диагностики;
- способы проведения работ;
- методы исследования.
Магистральные трубопроводы – это труднодоступные, технологически неделимые, подземные сооружения, поэтому изучение технической документации – важный этап диагностических мероприятий. Для эффективного обследования трубы на всей протяженности должны иметь одинаковый диаметр, все линейные участки должны быть проходимыми.
Как происходит диагностика магистральных нефтепроводов и газопроводов?
Для обследования металлических труб из стали и её сплавов в процессе диагностики магистральных трубопроводов используется наиболее информативный метод внутритрубного анализа состояния – магнитный. Он проводится с применением инспекционных приборов. Данный метод позволяет обнаружить и определить вид, локализацию и масштаб трещин, повреждений, вмятин и других дефектов трубы.
Методика диагностики технического состояния трубопроводов основана на фиксации рассеивания, которое образуются в процессе намагничивания стенок. Поток вектора магнитной индукции остаётся стабильным на участках трубы без повреждений, но при обнаружении дефекта, магнитный поток рассеивается. Такое изменение фиксируется датчиком, а специальный прибор вычисляет по зафиксированным показателям рассеивания, насколько поврежден магистральный трубопровод.
В процессе внутритрубной диагностики участвуют несколько спецустройств:
- Очистной скребок – специальное приспособление, которое очищает внутреннюю поверхность труб от смолистого, твёрдого и парафиносодержащего налёта и отложений. Также скребок удаляет посторонние предметы с ферромагнитными свойствами. Очистное устройство помещается в трубопровод и продвигается по нему за счёт потока рабочей среды. По мере продвижения скребок очищает внутренние стенки труб.
- Магнитный поршень (очистной) – после прохождения скребка, запускается очистной поршень. Инспекционный прибор также помещается в магистральный трубопровод, двигается по нему вместе с потоком перекачиваемого вещества. По мере продвижения, поршень толкает мусор впереди себя и проводит тонкую, более тщательную очистку внутренней поверхности трубы.
- Профилемер – измерительный снаряд, определяющий внутреннюю геометрию и проходимость магистральной трубы.
- Дефектоскопы – за счет применения как продольного, так и поперечного намагничивания, такие приборы более эффективно и точно обнаруживают различные повреждения трубы. В том числе незаконные врезки и дефекты сварных швов.
Вместе с дефектоскопами продольного и поперечного намагничивания часто применяется навигатор. Это необходимо для точной привязки обнаруженного дефекта к координатам на местности. Также методы диагностики трубопроводов могут включать ультразвуковое обследование.
Заключительный этап проведения диагностики трубопроводов – формирование отчетной документации. Предварительный экспресс-отчёт заносятся данные об обнаруженных повреждениях, зафиксированные диагностическим оборудованием. Сведения подаются в зашифрованном виде, для их дешифровки применяются специальные программы для инспекционных данных. Предварительные данные выдаются в скором времени после обследования. Полный отчёт готовиться более тщательно, включает визуальную информацию, точные данные о характере и видах повреждений.
На основании полученных результатов диагностики составляется план ремонта трубопровода.