Виды дефектов трубопроводов, классификация повреждений, методы обнаружения

16.11.2022

Эффективность и сроки эксплуатации газовых, водных, нефтяных магистралей зависят от вовремя выявленных повреждений, типы дефектов трубопроводов имеют свою классификацию. Для монтажа магистральных газо-, водо– и нефтепроводов используют стальные либо полиэтиленовые трубы, отличающиеся техническими параметрами и различными сроками эксплуатации. На их состояние влияют внешние природные факторы, а также физико-химические характеристики транспортируемой продукции.

Виды дефектов трубопроводов, классификация повреждений, методы обнаружения

Классификация повреждений

При оценке технического состояния трубопровода специалистами могут быть выявлены разного рода изъяны на наружной и внутренней стенках трубы. Какие виды дефектов труб из стали существуют:

  • отклонение по оси относительно основного проектного решения;
  • изменения в поперечном профиле;
  • деформация, разрушение трубы и сварных швов, соединяющих секции.

Осевые отклонения

Провисание, прогибы, выпучины, всплытие отдельных секций свидетельствуют о процессе осевой деформации магистрали, которая в дальнейшем приведет к разрушению всего трубопровода или отдельных его элементов.

Промерзание грунта сопровождается процессом выпучивания и выталкиванием труб, участки газо-, нефтепровода провода могут выходить на поверхность, такую магистраль называют арочной. Провисание происходит, если магистральная секция оголена и находится над землей. Если трубопровод проложен под землей, в глинистых, суглинистых, песчаных почвах, нередко возникают просадки. Это связано с повышенной влажностью, а также резким оттаиванием грунта.

Изменения поперечного профиля

Деформация труб, в частности изменения в сечении, может произойти под действием внешних факторов: ударов, излишнего давления, соприкосновения с камнями и другими предметами, причиной может быть и производственный брак изделий. В результате появляются вмятины, форма трубы становится овальной. Особому осмотру подлежит нижняя сторона трубы, именно на этой поверхности больше всего отмечается вмятин.

На отдельных участках могут образоваться гофры. Чаще всего они появляются в результате холодного изгиба изделий и при проведении изоляционных мероприятий. В совокупности с зыбким грунтом, избыточным давлением на трубопровод, прокачкой горячей воды по трубам подобные дефекты могут стать причиной разрывов.

Разрушение тела трубы и сварного шва

Причинами повреждения труб могут быть: неправильная транспортировка и нарушение технологии прокладки трубопровода, а также его эксплуатация.

Виды повреждения трубопровода:

  • трещины на стенках, они могут быть поверхностными и сквозными;
  • расслоение металла разной формы и толщины;
  • разрывы видимые, скрытые; рваные;
  • канавки продольной формы, образуемые в результате соприкосновения трубы с предметами с острыми выступами;
  • задиры, царапины, полученные в результате механического воздействия, особого внимания требуют дефекты линейно-протяжной формы.

Поэтому при обследовании секций трубопровода фиксируют не только дефекты и повреждения, но и измеряют толщину металла. Возможность эксплуатировать магистраль с подобного вида дефектами и повреждениями зависит от напряженности металла в этих участках.

Повреждения, связанные с коррозийными процессами

Стенки труб в теплопроводных магистралях могут утончаться под воздействием коррозийных процессов. Особенно подвержены коррозии углы и повороты трубопроводов. Коррозийная усталость отмечается при частых температурных перепадах. Разрушение труб происходит и при их затоплении, когда вода соприкасается с незащищенными участками. Особенно активно коррозийные процессы затрагивают магистрали с частичным затоплением. На таких трубах образуются «ватерлинии».

Если на дне канала, в котором проложен трубопровод, постоянно находится вода, коррозийного разрушения магистрали не избежать. На изделиях большого диаметра возникает температурное напряжение, вода на дне канала испаряется и конденсируется на поверхности трубы, что приводит к интенсивному коррозийному растрескиванию металла. Высокая повреждаемость отмечается и на местах соединения труб, поворотах, врезках, в зонах соприкосновения элементов трубопровода опорами. Причиной внутренней коррозии является низкая химическая обработка жидкостей.

Повреждения, связанные с испытаниями трубопровода

Перед запуском с целью определения технических рисков и в процессе эксплуатации трубопроводной магистрали проводятся гидравлические испытания на прочность с учетом требований ГОСТ. При наличии коррозийных повреждений при утонченных стенках возможен разрыв трубы.

Виды дефектов трубопроводов, классификация повреждений, методы обнаружения

Виды повреждения трубопровода и методы ремонта

Диагностирование дефектов трубопроводов позволяет выявить степень опасности эксплуатации магистрали.

Качество и технические характеристики сварных изделий обследуются разными методами:

  • внешним осмотром на наличие выпуклости соединений;
  • рентгенографическим просвечиванием швов;
  • вскрытием стыка;
  • магнитографической и ультразвуковой аппаратурой;
  • пневматическими, ультразвуковыми, механическими испытаниями.

Вероятность обнаружение повреждений и дефектов сварных швов при таких методах 100%.

Компания «ТехСистема» производит полный технологический цикл работ, включая проектирование, врезку в трубопровод, диагностику и ремонт.

Отправить заявку
Оставьте свой номер телефона, наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.


    Нажимая “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

      Оставить заявку